Воскресенье , 22 июня 2025
Главная / Дети / А. В. Грубе Очерки из истории и народных сказаний

А. В. Грубе Очерки из истории и народных сказаний

А. В. Грубе Очерки из истории и народных сказаний

А. В. Грубе Очерки из истории и народных сказаний

Ныне все почти согласны в том, что преподавание истории должно состоять в «рассказах, взятых из истории»; лучшие же педагоги признают, что на первом курсе исторические познания должно, по возможности, передавать в виде биографий. Давно уже Бредов в сочинении своем: «Пространственные рассказы замечательных событий, взятый из всеобщей истории, – сочинении, написанном в чисто педагогическом духе, – указал нам, в этом отношении, на истинный путь. С тех пор, во многих учебниках с успехом следовали биографическому изложению: между замечательными сочинениями по этой методе я должен упомянуть Всеобщую Историю Т. Вельтера (в 3-х частях) и Всеобщую Историю Т. Альтгауза (ч. 1-я). Но даже и такие книги, как вышеупомянутые, не удовлетворяют требованиям приуготовительного преподавания и мы сейчас скажем почему.

«Всеобщая история для детей» – выражение двух совершенно несовместимых понятий. И однако, в лучших наших учебниках всё ещё заметно, что составители их не могли освободиться совершенно от мысли дать юношеству Всеобщую историю в систематическом порядке. Если учебники эти и имеют до некоторой степени внешнюю полноту и целостность, зато – с одной стороны, они дают слишком много материалов, состоящих из имён да цифр, так что начинающий учиться принимает все эти сведения как балласт и не может переработать их в плоть и кровь свою; – с другой же стороны, дают они уже слишком мало, а именно, они представляют слишком мало отдельных и законченных образов, слишком мало таких индивидуальных, характеристических черт, которые могли бы воссоздать исторический предмет перед внутренним взором учащегося и тем затронуть его чувство.

Весь интерес, какой может возбуждать в сердце юноши изучение истории, основывается не на событии самом по себе, но на лице, от которого произошло событие. Лицо есть живой центр, из которого истекает история, и к которому она снова возвращается. Прежде всего, и в чертах гуманных, должен герой предстать перед учащимся и заговорить его сердцу, а после уже и разум учащегося охотно примет и легко усвоит дела, совершенные героем. Даже описания развития образования должны выступать в рассказах, потому что юная душа охотно и легко усваивает только понятия последовательно развивающиеся, а те, которые сопоставляются вместе, принимает не охотно и трудно. «Степень образования», «положение народа» – для начинающего вещи слишком отвлеченные, и они осуществляются, делаются для него осязательными, только тогда, когда воплощены в лицах, в которых и через которых проявляются. Для возраста, требующего приуготовительного преподавания истории, все народы представляются через своих героев. Так характеристика народов франкского племени расплылась бы в тумане, если б не выступала пластически пред нашими взорами в образе Карла Великого; а саксонский герой Виттекинд воплощает в себе религиозность, живучую привязанность к отечественным нравам, откровенность, прямодушие и честность всего саксонского племени.

Позднее учащийся должен и может быть доведен до сознания, что выдающиеся из народа личности героев суть только представители духа, который живет и действует в этом народе, что они только произведения времени, которое проложило им дорогу. Тогда пусть история рассказывает все «обстоятельства дела», присоединяя к рассказу и описания. Поступать иначе, – значит не иметь понятия о психологии.

В настоящей книге, которая будет полезна для обучения и воспитания младших и средних классов школ, материал подается доступно и увлекательно, сообразно с возрастом и учащихся.

Скачать книгу в формате pdf →

Источник: azbyka.ru

Смотрите также

А. Н. Бахметева Избранные жития святых для юношеского возраста

Прославляя и воспоминая всех святых угодников Божиих, святых пророков, святых мучеников, Православная Церковь как бы …